27.09
14:18
Великолепная семёрка Веры Василенковой

Председатель ТСЖ «Бетанкур»: Чем больше в товариществе домов, тем сильнее экономия
В «хозяйстве» Веры Василенковой целых семь домов по улицам Керченской и Бетанкура. Это одно из немногих столь масштабных ТСЖ в нашем городе. Вера Сергеевна на собственном 13-летнем опыте убедилась, что это наиболее удобная и менее затратная форма управления домами. И она бы с удовольствием приняла в возглавляемое ею ТСЖ «Бетанкур» еще один дом по соседству. Но закон непреклонен: с 2012 года домам, в которых больше 28 квартир, объединяться в ТСЖ запрещено…
«Свои» люди против коррозии
– Понятно, какую цель преследовали законодатели, – борьбу с коррупцией, – рассуждает Вера Сергеевна. – В Москве в ТСЖ объединялись по 50 домов, что давало почву для злоупотреблений. Но нам объединение пошло лишь на пользу.
Плюсы, по словам Василенковой, следующие. Во-первых, дешевле обходится содержание штатных сотрудников. В ТСЖ «Бетанкур» их шесть:
– Когда этот штат содержится семью домами, каждому из них это обходится значительно дешевле, чем в традиционных ТСЖ на один дом, – всего 40 тысяч в год.
Второй плюс вытекает из первого: благодаря собственному персоналу получается немало сэкономить на подрядных работах.
– У нас свои слесари, поэтому промывку и опрессовку мы делаем своими силами. Если нанимать подрядчика, то за промывку каждого элеватора придётся заплатить по 10 тысяч рублей. А у нас этих элеваторов – тридцать! Мы купили два компрессора по 25 тысяч, и всё делаем сами. 250 тысяч рублей сэкономили только по этой статье.
Кстати, слесарей (с высшим образованием!) и дворников набрали из своих же жильцов. Зарплаты невелики, но это компенсируется укороченным рабочим днем (у дворников) и возможностью подработать частными заказами (у слесарей).
Отсюда вытекает третий плюс: «свои» работники относятся к имуществу ТСЖ более рачительно:
– Когда делаем промывку, смотрим состояние коммуникаций. Если какой-то кран дышит на ладан – меняем. Чуть заметим коррозию – меняем. Это позволяет не запускать проблему и не доводить до аварий.
Берёзы в песках
Вера Сергеевна живёт в доме № 26 по улице Керченской вот уже 15 лет.
– В то время здесь были пески, – вспоминает она. – А сейчас у нас настоящий оазис. Кто не знает, может подумать, что берёзы тут росли постоянно. А мы, знаете, сколько грунта сюда завезли?..
В ТСЖ «Бетанкур», которое образовалось в 1998 году, придя на смену кондоминиуму, Василенкова поначалу работала бухгалтером. А в 2008 году её избрали председателем ТСЖ.
В этом же году в состав ТСЖ вошёл дом № 22 по Керченской. Жители сами обратились к Василенковой с просьбой взять их под своё крыло: пока их дом находился под домоуправляющей компанией, не было сделано ничего. Кстати, вопреки ожиданиям, ДК с лёгкостью «отдала» этот дом товариществу.
– За пять лет мы сменили кровлю, установили энергосберегающее оборудование, отремонтировали подъезды, – перечисляет Вера Сергеевна. – Люди довольны, что перешли в ТСЖ.
Но, как и в любом товариществе, в ТСЖ «Бетанкур» время от времени возникают «оппозиционные» настроения. Не так давно инициативная группа затеяла вывод одного дома из со става ТСЖ. Они убеждали людей, что смогут содержать здание куда дешевле. В итоге вышло ещё дороже.
«Оппозиция» сдулась сама собой, но Вера Сергеевна признаётся, что очень тяжело переживала это противостояние. Разогнать грусть-тоску помогло общественное признание: в 2012 году ТСЖ «Бетанкур» заняло третье место по Нижегородской области.
Товарищество одно, тарифы разные
Как формируется бюджет ТСЖ «Бетанкур»? Начинается всё с того, что 25 членов правления – активисты конкретных домов – собирают пожелания своих жильцов. Затем выносят их на обсуждение дома, и только потом полученная информация анализируется на собрании правления. Голосование проводится в заочной форме: людям под роспись раздают бюллетени, потом собирают их, и счётная комиссия обрабатывает данные.
Интересно, что жильцы каждого дома оплачивают содержание и текущий ремонт по своим тарифам: от 16 до 20 рублей с квадратного метра. Здания-то все разные: одним уже 15 лет, другие возведены относительно недавно…
Некоторые дома товарищества расположены на «первой линии»: их фасады выходят на трассу и магазин Metro, что востребовано рекламодателями. Ежегодно ТСЖ «Бетанкур» зарабатывает на размещении рекламных щитов до 800 тысяч рублей. Однако этими деньгами пользуются не только дома-«рекламоносители». Вырученные средства идут в общий котёл ТСЖ. И оттуда большими кусками распределяются всем домам по очереди.
– Например, в доме № 22 по Керченской не было счётчика тепла, – рассказывает Вера Сергеевна. – Из 240 тысяч рублей дом заплатил лишь 150, остальные 90 мы выделили ему из «коммерческих». В трёх домах установили в подъездах пластиковые окна, начали выкладывать полы плиткой – это и красивее, и мыть удобнее.
А вот за установку видеонаблюдения нужного количества голосов не набралось. Хотя однажды за ночь кто-то проколол шины у 300 машин, припаркованных во дворах ТСЖ!
– Наши мужчины рассудили: что даст запись после того, как всё уже свершилось? Ну, отдадим мы её в полицию, а дальше что? – рассказывает Василенкова.
Но не все проблемы удается решить с помощью собственных средств. Например, Василенкова рассчитывает, что изношенный асфальт во дворах им сменят всё же за счёт городского бюджета. Пока 37 тысяч квадратов земли ТСЖ являются собственностью муниципалитета. Товарищество не может оформить их в собственность из-за вялотекущего процесса банкротства застройщика.
– К сожалению, пока нас не включают в списки, – говорит Василенкова. – Есть надежда, что это произойдёт к 2018 году, когда рядом с нами к мировому чемпионату мира по футболу построят стадион.
Недавно у ТСЖ «Бетанкур» заработал собственный сайт:
– Один из жильцов сказал: нет сайта – значит, нарушаете требование закона. Заводите, а то жалобу напишу. Завели и очень рады. Наличие сайта делает работу ТСЖ максимально прозрачной для людей. Много ли документов разместишь на досках объявлений?.. Уже сейчас у нас работает голосование, а скоро, думаю, заработает и форум.
Кроме того, сайт помогает эффективнее общаться с подрядчиками. Василенкова давно никого не ищет, а только рассматривает многочисленные предложения.
– Мы лакомый кусочек, – улыбается она. – Отремонтировать подъезд – 80 тысяч
рублей, выложить плиткой – ещё 90. Поэтому подрядчикам мы очень интересны. И пока сотрудничество складывалось замечательно. Наш техник Нина Мазельская дотошно просчитывает сметы, поэтому завышение цен с нами не пройдёт.
Не заплатил за квартиру – не едешь за границу
До окончания срока полномочий Василенковой остался год. После чего она планирует отойти от дел. Однако преемника пока нет. Хотя у Веры Сергеевны очень толковые, по её словам, замы: инженер Ислам Гениатов, техник Нина Мазельская, 32-летний главбух Гурген Арзуманян, получивший великолепное экономическое образование в Самаркандском университете и внедривший в ТСЖ самые передовые методы бухучёта.
– Вы бы видели, как Гурген Владимирович методично работает с нашими должниками, – рассказывает Василенкова. – Обзванивает и пытается вразумить. Вежливо, но твёрдо. И обычно на следующий день к нему выстраивается очередь из желающих погасить долг…
Однако к злостным неплательщикам, чей долг перед ТСЖ достигает 60–120 тысяч рублей, здесь непримиримы. Кто не внял увещеваниям главбуха, рискует получить повестку в суд. Или быть остановленным на таможне при попытке выехать за границу – пришлось в отношении одной должницы предпринять и такую жёсткую меру…
– Но, прежде чем пойти на такое, мы до последнего стараемся решить дело миром, – говорит Вера Сергеевна. – В семи домах у нас около 600 квартир, в которых живут примерно полторы тысячи человек. И всех я знаю в лицо. Каждого стараюсь понять. И на хамство хамством не отвечаю.
Татьяна КОКИНА-СЛАВИНА
Фото Дмитрия МАРКОВА